В современной ситуации для театра является наиболее важным сохранить свое значение в сознании целевого зрителя и противостоять большому количеству альтернатив проведения свободного времени. Для поддержки имиджа театра и продвижения его среди целевой аудитории в данной статье мы приводим большой набор разнонаправленных маркетинговых тактик.
В настоящее время в сфере театрального искусства сложилась определенная рыночная ситуация, когда предложение спектаклей, постановок превышает спрос на них со стороны зрителей, в то же время престиж сценического искусства и интерес к нему резко снижается. Данная проблема и пути ее решения были рассмотрены Пучковой Е.И. в статьях "Маркетинг в сфере театрального искусства" и "Стимулирование зрительского спроса средствами маркетинговых коммуникаций", опубликованных в журнале "Маркетинг в России и за рубежом"
Вопросам развития российской сферы культуры в последние годы уделяется большое внимание. Изменение приоритетов политики государства в области распределения доходов поставило данную сферу в крайне сложное финансовое положение. Культурные организации, находившиеся еще в начале 1990-х годов на полном государственном обеспечении, сейчас получают от правительства не более 40% общей суммы расходов. Данное обстоятельство заставляет учреждения искать пути повышения эффективности управления и разрабатывать стратегию в области маркетинга.
Качество жизни, в том числе качество культуры, становится целью развития мирового сообщества. ООН объявила десятилетие культуры. Экономически развитые страны стремятся не только включить ориентированность на качество жизни в законодательные акты, но и реально обеспечить условия для достижения этой цели. Мировая тенденция последних лет – переход проблем оценки и обеспечения качества жизни из области «чистой науки» в область практических действий как на региональном, так и на государственном уровнях. Категория качества жизни становится символом сетевого развития общества и адекватного управления им, и связана с концепцией устойчивого развития.
С точки зрения классической экономической теории человеческую деятельность можно разделить на две крупные сферы: коммерческую и некоммерческую. В первой функционируют предприятия (фирмы, компании) различных форм собственности и направлений деятельности, а также физические лица с целью достижения экономического эффекта, который чаще всего выражается в виде прибыли (коммерческие субъекты). Деятельность во второй сфере осуществляют некоммерческие образования и физические лица (некоммерческие субъекты) с целью достижения определенного социального эффекта. Эта сфера охватывает такие важнейшие области человеческой деятельности, как государственная власть и управление, оборона и безопасность, здравоохранение, образование, религия, наука, культура, благотворительность, спорт и т. д.
Проведение маркетинговых исследований в сфере культуры продиктовано потребностью учреждений и органов управления данной отрасли в информации о культурных запросах и предпочтениях населения, социально-экономических характеристиках аудитории этих учреждений, мотивах их посещения или непосещения, степени духовной удовлетворенности их деятельностью.
«Танцуя, я начинаю растворяться в
музыке. И словно переводчик – перевожу на понятный, видимый язык то, что шепчет
мне мелодия. В танце я – бит, я – звук каждого отдельно взятого инструмента, я
– пауза, я – вспышка, и я – тишина,» - Павел Самойлов, руководитель лаборатории
танцев «Pasha-2309»