В настоящее время в сфере театрального искусства сложилась определенная рыночная ситуация, когда предложение спектаклей, постановок превышает спрос на них со стороны зрителей, в то же время престиж сценического искусства и интерес к нему резко снижается. Данная проблема и путиее решения были рассмотрены Пучковой Е.И. в статьях "Маркетинг в сфере театрального искусства" и "Стимулирование зрительского спроса средствами маркетинговых коммуникаций", опубликованных в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" (? 1, 3 за 1998 год).
Возможность применения маркетинга в сфере театрального искусства наталкивается на ряд проблем, которые вызваны специфичностью данного рода услуг, поскольку не только продается продукт коллективного творчества, но и одновременно обеспечивается эстетическое и духовное развитие личности зрителя. В то же время сегодня можно констатировать противоречие между ролью, которую отводит общество театральному искусству в качестве духовного, культурно-нравственного и художественного воспитания человека, и реальным местом театрального искусства в повседневной жизни населения, поскольку к театру начинают относиться как к средству развлечения и проведения досугового времени.
данное противоречие, по моему мнению, еще сильнее укрепится, если применять маркетинг в театральной деятельности в том виде, в котором предлагает это сделать автор вышеупомянутых статей, то есть в классическом виде, в котором он применяется в сфере производства товаров и услуг ярко выраженного материального характера. По мнению Пучковой, театрам, чтобы укрепить устойчивость своего положения на рынке культуры в условиях конкуренции, необходимо разрешать проблему поиска и привлечения зрителя. Для этого деятельность театра должна быть направлена на то, чтобы духовные потребности общества или социального слоя в сценическом искусстве превратилась в доход театрального учреждения. То есть автор публикаций предлагает путем проведения маркетинговых исследований потенциального зрителя выявить его запросы и удовлетворить их через соответствующим образом поставленные спектакли, которые пользуются зрительским спросом, и заменяется установка, направленная на изготовление сценических постановок исходя из творческого, экономического и производственного потенциала театра. В подтверждение приведу выдержку из статьи Пучковой "Стимулирование зрительского спроса средствами маркетинговых коммуникаций": "Театральным коллективам следует отдать предпочтение маркетинговой ориентации, при которой населению предоставляются лишь те зрелищные программы и услуги, который являются актуальными и пользуются высоким спросом".
Применяя такую маркетинговую стратегию, театр останется средством развлечения и местом проведения свободного времени, но при этом утратит свое значение в духовном и эстетическом значении человека. А это в свою очередь приведет к гибели театра, хотя и сохранит при этом театральное заведение, занявшее устойчивое положение в современных рыночных отношениях. Приспособление к зрителю, а ее воспитание зрителя станет задачей театра как учреждения.
Я думаю, что элементы маркетинга приемлемы в театральном искусстве, но не полный их комплекс в категоричной трактовке удовлетворения спроса. Театр может достаточно эффективно использовать разработку имиджа, фирменного стиля театральной организации, маркетинговые коммуникации с целью стимулирования зрительского спроса такие как: реклама, работа с СМИ, система связей с общественностью. Также проведение социальных исследований в области театрального искусства, исследований социально-культурной деятельности и досуга населения, исследований по проблемам коммуникации может принести пользу театру, так как создание благоприятных условий для приобщения населения к театральному искусству невозможно без развернутого и объемного изучения зрительского спроса на театральные услуги.
Таким образом, маркетинг и театр вполне совместимые понятия, но к их взаимодействию необходимо относиться внимательно, с учетом специфики услуг, предоставляемых театром. На забывая о его нравственной и духовной роли
Источник: http://www.marketing.spb.ru/read/essai/4.htm |