Как создавался образ
Ольга Барышникова, фотохудожник: После просмотра спектакля
«Так-то да» о судьбах вятских жителей у меня возникли противоречивые ощущения.
И смешно, и грустно одновременно. Пользуясь возможностью, хочу спросить у
драматурга, как возникла идея создать такой спектакль?
Борис Павлович, художественный руководитель Кировского государственного
театра «Театр на Спасской»: Идея спектакля появилась более двух лет
назад. Я ставил в Таллине спектакль о событиях 2007 года, когда эстонские
власти сняли памятник советскому солдату-освободителю. И русский драматический
театр и заказал мне на эту тему создать документальный спектакль. И уже
возвращаясь в Киров, я задумался, а почему бы не сделать документальный
спектакль о событиях родного города. Неужели Киров недостоин того, чтобы о нем,
о его жизни говорили люди? Вот так все и случилось…
Владимир Грибанов, директор Кировского государственного театра «Театр
на Спасской»: И не только случилось, думаю, вся эта история завершилась
очень успешно. Хотя юмор, который присутствует в спектакле, многие жители
города, к сожалению, восприняли как иронию. Но должен сказать, здесь нет даже
намека на нее, только легкий юмор и не более того.
Борис Павлович: Спектакль «Так-то да» сделан с улыбкой, улыбкой
родственников, друзей, говорящих о каких-то общих вещах. В спектакле вовсе нет
сатиры, нет желания кого-то высмеять или принизить. Мы старались обратить
внимание на вещи, которые вроде бы давно знакомы, но посмотреть на них
несколько с иной стороны. И то, что зал смеялся на протяжении всего спектакля,
уже говорит о том, что он понял нас, понял нашу задумку.
Владимир Грибанов: Конечно, узнавать самого себя в сценических
образах порой трудно, и не верится, что это ты. Но это сделать иногда
необходимо…
Наша ли это реальность?
Ольга Барышникова: Соглашусь с Вами. Все, что происходило на
сцене: диалоги, размышления героев – это все реально, это наш кировский
менталитет. Единственное, что я заметила, была не доработана сцена с музеем
Грина. Когда работницы музея рассказывали о своей жизни, что, как и герои
произведений Александра Степановича, много лет ожидали чуда… А герои Грина
никогда не сидели, сложа руки, никогда не ждали «Алые паруса». Всю постановку
можно было «прогнать» через роман Грина «Дорога никуда». К примеру, дорога в
Кирово-Чепецк – та же «дорога никуда». Это произведение актуально и применимо
даже для нашей современной жизни. Там показано все: и «дно жизни», и метания
души, которые были, есть и будут всегда.
Наталья Вардатова, заместитель директора розничной сети «Парфюм»:
А у меня на протяжении всего спектакля возникали разные эмоции: интерес,
негодование, радость, страх, стыд… Иногда резали слух слова-паразиты. Но в
целом спектакль понравился своей экстремальностью, своим открытым взглядом на
жизнь. Отражение реальных событий города, например, сокращение на заводе ОЦМ,
показало актуальность происходящего, заставило задуматься о тех проблемах,
которые окружают нас сегодня.
Ольга Барышникова: Да, спектакль показал вятскую жизнь без
прикрас. Но почему в нем было так много разговорной речи, которую мы часто
слышим на улицах города? Честно говоря, мы привыкли к другим образцам
драматургии, в том числе и у Александра Грина в произведениях отточено каждое
слово.
Борис Павлович: Мы работали по методу европейского типа, когда
актеры не ждут готовую пьесу, а вместе с драматургами собирают информацию об
образах, людях и событиях. Драматург записывает на диктофон слова героя, а
актер наблюдает за героем, пытаясь уловить мимику, жесты, разгадать характер
этого человека… И в дальнейшем играет не просто текст, а живой характер,
который «подглядел» в жизни. В любом случае в образе должно быть воплощение
реальности, а не моих фантазий. отсюда и присутствие фраз, которые мы часто
слышим, находясь в очереди продовольственного магазина или в общественном
транспорте.
Так-то да…
Елена Вербицкая, директор «Три грации»: А я на спектакле
смеялась сквозь слезы. Актеры играли чудо, как хорошо! Кстати, спектакль был не
только про Киров. Про все российские небольшие города, в каждом из которых есть
свой «Грин», свой «химкомбинат», своя «так-то да» история и такая же
современность…
Борис Павлович: А вы совершенно правы. Спектакль показывает
разные стороны человеческой жизни, которую можно увидеть абсолютно в любом
городе. Кстати, во время премьеры в зале было много людей из Нижнего Новгорода,
из Владивостока, из Тюмени, москвичей, которые приехали на фестиваль, но не
имеют отношения к кировскому спектаклю. И, как ни странно, все узнали в этом
спектакле свои города. Потому что проблемы везде одни и те же: экономические,
проблемы экологии… и осознание того, что наш город не лучше и не хуже других,
он не одинок в своих устремлениях, дает нам успокоение и надежду…
Елена Вербицкая: И все-таки. На месте музейных работниц я бы
обиделась. А если бы жила в Кирово-Чепецке, то уж, наверное, утопилась бы в тех
самых озерах от безысходности.
Владимир Грибанов: Знаете, ко мне после премьеры подходили
зрители. Кто-то благодарил, кто-то задавал вопросы, кто-то был возмущен
образом, в котором предстал наш город в спектакле. Каждый увидел в спектакле
что-то свое… Это как в известной фразе: чем
художник отличается от простого человека? Тем, что простой человек
смотрит в лужу и видит грязь, а художник видит, как отражается в этой луже
небо. Я, к примеру, увидел в спектакле это «небо» - ту романтичность и,
возможно, наивность, с которой рассуждают кировчане. Мечтая, кто-то о море, кто
– о звездах…
Источник: http://Журнал «Бизнес-Класс» июль №7 (07) 2010 |