Суббота, 21.12.2024, 16:29
Приветствую Вас Гость

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи о театре и театральной жизни [ Добавить статью ]

Увековечить современность в истории

Как создавался образ

Ольга Барышникова, фотохудожник: После просмотра спектакля «Так-то да» о судьбах вятских жителей у меня возникли противоречивые ощущения. И смешно, и грустно одновременно. Пользуясь возможностью, хочу спросить у драматурга, как возникла идея создать такой спектакль?

Борис Павлович, художественный руководитель Кировского государственного театра «Театр на Спасской»: Идея спектакля появилась более двух лет назад. Я ставил в Таллине спектакль о событиях 2007 года, когда эстонские власти сняли памятник советскому солдату-освободителю. И русский драматический театр и заказал мне на эту тему создать документальный спектакль. И уже возвращаясь в Киров, я задумался, а почему бы не сделать документальный спектакль о событиях родного города. Неужели Киров недостоин того, чтобы о нем, о его жизни говорили люди? Вот так все и случилось…

Владимир Грибанов, директор Кировского государственного театра «Театр на Спасской»: И не только случилось, думаю, вся эта история завершилась очень успешно. Хотя юмор, который присутствует в спектакле, многие жители города, к сожалению, восприняли как иронию. Но должен сказать, здесь нет даже намека на нее, только легкий юмор и не более того.

Борис Павлович: Спектакль «Так-то да» сделан с улыбкой, улыбкой родственников, друзей, говорящих о каких-то общих вещах. В спектакле вовсе нет сатиры, нет желания кого-то высмеять или принизить. Мы старались обратить внимание на вещи, которые вроде бы давно знакомы, но посмотреть на них несколько с иной стороны. И то, что зал смеялся на протяжении всего спектакля, уже говорит о том, что он понял нас, понял нашу задумку.

Владимир Грибанов: Конечно, узнавать самого себя в сценических образах порой трудно, и не верится, что это ты. Но это сделать иногда необходимо…

 

Наша ли это реальность?

Ольга Барышникова: Соглашусь с Вами. Все, что происходило на сцене: диалоги, размышления героев – это все реально, это наш кировский менталитет. Единственное, что я заметила, была не доработана сцена с музеем Грина. Когда работницы музея рассказывали о своей жизни, что, как и герои произведений Александра Степановича, много лет ожидали чуда… А герои Грина никогда не сидели, сложа руки, никогда не ждали «Алые паруса». Всю постановку можно было «прогнать» через роман Грина «Дорога никуда». К примеру, дорога в Кирово-Чепецк – та же «дорога никуда». Это произведение актуально и применимо даже для нашей современной жизни. Там показано все: и «дно жизни», и метания души, которые были, есть и будут всегда.

Наталья Вардатова, заместитель директора розничной сети «Парфюм»: А у меня на протяжении всего спектакля возникали разные эмоции: интерес, негодование, радость, страх, стыд… Иногда резали слух слова-паразиты. Но в целом спектакль понравился своей экстремальностью, своим открытым взглядом на жизнь. Отражение реальных событий города, например, сокращение на заводе ОЦМ, показало актуальность происходящего, заставило задуматься о тех проблемах, которые окружают нас сегодня.

Ольга Барышникова: Да, спектакль показал вятскую жизнь без прикрас. Но почему в нем было так много разговорной речи, которую мы часто слышим на улицах города? Честно говоря, мы привыкли к другим образцам драматургии, в том числе и у Александра Грина в произведениях отточено каждое слово.

Борис Павлович: Мы работали по методу европейского типа, когда актеры не ждут готовую пьесу, а вместе с драматургами собирают информацию об образах, людях и событиях. Драматург записывает на диктофон слова героя, а актер наблюдает за героем, пытаясь уловить мимику, жесты, разгадать характер этого человека… И в дальнейшем играет не просто текст, а живой характер, который «подглядел» в жизни. В любом случае в образе должно быть воплощение реальности, а не моих фантазий. отсюда и присутствие фраз, которые мы часто слышим, находясь в очереди продовольственного магазина или в общественном транспорте.

 

Так-то да…

Елена Вербицкая, директор «Три грации»: А я на спектакле смеялась сквозь слезы. Актеры играли чудо, как хорошо! Кстати, спектакль был не только про Киров. Про все российские небольшие города, в каждом из которых есть свой «Грин», свой «химкомбинат», своя «так-то да» история и такая же современность…

Борис Павлович: А вы совершенно правы. Спектакль показывает разные стороны человеческой жизни, которую можно увидеть абсолютно в любом городе. Кстати, во время премьеры в зале было много людей из Нижнего Новгорода, из Владивостока, из Тюмени, москвичей, которые приехали на фестиваль, но не имеют отношения к кировскому спектаклю. И, как ни странно, все узнали в этом спектакле свои города. Потому что проблемы везде одни и те же: экономические, проблемы экологии… и осознание того, что наш город не лучше и не хуже других, он не одинок в своих устремлениях, дает нам успокоение и надежду…

Елена Вербицкая: И все-таки. На месте музейных работниц я бы обиделась. А если бы жила в Кирово-Чепецке, то уж, наверное, утопилась бы в тех самых озерах от безысходности.

Владимир Грибанов: Знаете, ко мне после премьеры подходили зрители. Кто-то благодарил, кто-то задавал вопросы, кто-то был возмущен образом, в котором предстал наш город в спектакле. Каждый увидел в спектакле что-то свое… Это как в известной фразе: чем  художник отличается от простого человека? Тем, что простой человек смотрит в лужу и видит грязь, а художник видит, как отражается в этой луже небо. Я, к примеру, увидел в спектакле это «небо» - ту романтичность и, возможно, наивность, с которой рассуждают кировчане. Мечтая, кто-то о море, кто – о звездах…

 

  



Источник: http://Журнал «Бизнес-Класс» июль №7 (07) 2010
Категория: Статьи о театре и театральной жизни | Добавил: shade (15.07.2010)
Просмотров: 1055 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Duncskync  
0
почерпнул много нового

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
О "Теореме" [3]
Статьи о нас любимых
Статьи о театре и театральной жизни [10]
Статьи, прямо или косвенно связанные с театральной деятельностью
Разное [8]
Статьи на любые прочие темы
Поиск

Друзья сайта
  • Театр.doc
  • Школа драматического искусства
  • Ярославский камерный театр
  • Сахалинский международный театральный центр им. А. П. Чехова
  • Центр современной драматургии
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Payeer-кошелек
    Copyright MyCorp © 2024 |