-Во втором классе средней школы я сходил на спектакль театра кукол «Знаменитый утенок Тим», – рассказывает Александр Бояринцев. – Меня это так потрясло, что я самостоятельно начал делать куклы. В 3 классе мы с друзьями поставили сказку «Колобок», репетиции, естественно, проходили у меня дома. На премьеру пришло полкласса и классный руководитель. Потом мы показали этот спектакль всей параллели.
А в 7 классе, по словам Александра, «как-то так получилось», что он стал инициатором театрального кружка. В 8 классе они ставили спектакли на космическую тематику. «Нас даже как-то раз пригласили выступить в планетарий», – улыбается он.
После школы Александр Бояринцев поступил на факультет информатики и вычислительной техники Кировского политехнического института. Но увлечение театром не прошло. На третьем курсе института он записался в театральную студию «Пилигрим». «Чуть позже мне случайно попала в руки книжка «Режиссура эстрады и массовых представлений» Э. Шероева, педагога ГИТИСА, – рассказывает руководитель «Теоремы». – И я решил, что поеду к нему учиться». Так что заканчивал «политех» и готовился поступать в один из престижнейших театральных институтов страны Александр Бояринцев параллельно. «Я ехал с мыслью о том, что с первого раза не поступлю, скорее, это была разведка, – вспоминает Александр Бояринцев. – Поэтому не чувствовал особого волнения, не был зажат». В результате он все вступительные экзамены сдал на «отлично» и поступил к Шероеву на заочное отделение факультета «Эстрада и массовые представления».
В этот же год он устроился работать в Кирове по первой специальности – инженером в «Кировпроект». «Я проработал в этой организации 10 лет и только в апреле прошлого года ушел оттуда», – говорит Александр. От «Пилигрима» до «Теоремы»
Еще на первом курсе политеха Александр Бояринцев стал руководителем театральной студии «Пилигрим». Шло время, студия развивалась, меняла репетиционные точки… «Свой дипломный спектакль я делал в ДК «Металлургов». На него была написана положительная рецензия, в которой в том числе говорилось и о том, что неизвестно, где театр будет показывать свои спектакли в дальнейшем. И практически сразу же нас пригласили в ЦДЮТ (бывший ДК «Шинник», где театральная студия существует и поныне)». Когда ставили известную и нашумевшую «Клетку», появилось и новое название народного театра. «В то время я уже созрел до авторского проекта, а название «Пилигрим» имело свою историю, за ним тянулся «шлейф» постановок… – говорит Александр. – Как-то раз взял справочник математических терминов и на первой же странице увидел: «Теорема» – в переводе с греческого «зрелище, представление». То, что надо!» Цель – сделать человека лучше
Сейчас «Теорема» – это любительская театральная студия. «Поначалу я набирал в группу людей от 18 и старше, – рассказывает Александр. – Заниматься к нам приходили даже взрослые люди: преподаватели, кандидаты наук. Сейчас у нас разновозрастные группы». На данный момент в «Теореме» регулярно занимаются 25 человек – от 13 и старше. Они изучают актерское мастерство, учатся держаться на сцене, правильно пользоваться светом, декорациями, приходят на занятия по пластике и ораторскому мастерству.
Сам же Александр говорит, что «конечная цель театра – создать некий продукт, который сделает человека лучше». «Как-то незаметно для себя я увлекся педагогикой и начал сознательно стремиться к тому, чтобы вначале чисто театральный проект стал воспитательным и образовательным, – рассказывает руководитель «Теоремы». – Сейчас ищу методы обучения ребят, ведь стабильной методики для народных театров до сих пор не создано. Каждый год езжу на один-два семинара и привожу что-нибудь новое. Конечно, не все приживается, но, с другой стороны, это стимулирует искать, экспериментировать дальше». Исходя из конечной цели подбирается и репертуар театра.
«Все хочется проникнуть глубже, чтобы это волновало каждого человека, – говорит Александр. – В прошлом году я поставил перед ребятами задачу найти произведение, чтобы показать на сцене лучшего представителя нашего времени, который мог бы стать ориентиром для современного человека. И ребята предложили «Чайку по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха.
Вообще, на мой взгляд, современный зритель нуждается сейчас в героях, в добрых, светлых фильмах со смыслом. Людям уже начинают приедаться фильмы ни о чем: мелькание картинок, спецэффекты, но смысла – минимум, рассуждать не о чем. Поэтому, наверное, мы сейчас переживаем второе рождение старых советских кинолент.
-Александр, актеры «Теоремы» говорят, что вы ярый борец за здоровый образ жизни, поэтому забраковываете все пьесы, где есть тема алкоголя, и во время посиделок в театре на столе не бывает ничего крепче чая…
-Почему же, – смеется режиссер. – Еще же есть кофе. А если серьезно, я считаю, что алкоголь тот же наркотик. Он абсолютно не нужен человеку в жизни, так зачем же его употреблять? Занятия должны быть бесплатными
Сейчас занятия в театральной студии «Теорема» бесплатные, но курс на коммерциализацию культурных учреждений, возможно, внесет свои коррективы в работу народного театра. «Нельзя все в культуре и воспитании, образовании ставить на денежную основу, потому что это как минимум снижает их доступность, – говорит Александр. – Детское творчество очень важно: это фундамент развития потенциала человека. В советское время было создано множество кружков и секций. Воспитание начиналось с малого возраста. Например, архивные документы свидетельствуют: в декабре страшного 1942 года руководство страны постановило: ни в коем случае не допустить сокращения детских кружков и секций. Дрова, питание – на все это выделялись деньги. Так что коммерциализация этих сфер, ориентация телевидения на развлекательные, а не образовательные программы спустя время нам еще аукнется снижением потенциала подрастающего поколения.
Ирина РОГОЖИНА
Газета "Новый вариант" №21 (483) от 27.05.2010
Источник: http://www.new-variant.ru/index.php?newsid=1953 |