По существу, вся драматургия развития театрального дела в России строилась на конфликте центробежных и центростремительных тенденций. Облик российского театра зависел, прежде всего, от того, кто из участников театрального процесса (государство, частные лица, общественные организации, сами творцы) брали на себя ответственность и риски продюсера.
Вопросам развития российской сферы культуры в последние годы уделяется большое внимание. Изменение приоритетов политики государства в области распределения доходов поставило данную сферу в крайне сложное финансовое положение. Культурные организации, находившиеся еще в начале 1990-х годов на полном государственном обеспечении, сейчас получают от правительства не более 40% общей суммы расходов. Данное обстоятельство заставляет учреждения искать пути повышения эффективности управления и разрабатывать стратегию в области маркетинга.
Качество жизни, в том числе качество культуры, становится целью развития мирового сообщества. ООН объявила десятилетие культуры. Экономически развитые страны стремятся не только включить ориентированность на качество жизни в законодательные акты, но и реально обеспечить условия для достижения этой цели. Мировая тенденция последних лет – переход проблем оценки и обеспечения качества жизни из области «чистой науки» в область практических действий как на региональном, так и на государственном уровнях. Категория качества жизни становится символом сетевого развития общества и адекватного управления им, и связана с концепцией устойчивого развития.
С точки зрения классической экономической теории человеческую деятельность можно разделить на две крупные сферы: коммерческую и некоммерческую. В первой функционируют предприятия (фирмы, компании) различных форм собственности и направлений деятельности, а также физические лица с целью достижения экономического эффекта, который чаще всего выражается в виде прибыли (коммерческие субъекты). Деятельность во второй сфере осуществляют некоммерческие образования и физические лица (некоммерческие субъекты) с целью достижения определенного социального эффекта. Эта сфера охватывает такие важнейшие области человеческой деятельности, как государственная власть и управление, оборона и безопасность, здравоохранение, образование, религия, наука, культура, благотворительность, спорт и т. д.
Проведение маркетинговых исследований в сфере культуры продиктовано потребностью учреждений и органов управления данной отрасли в информации о культурных запросах и предпочтениях населения, социально-экономических характеристиках аудитории этих учреждений, мотивах их посещения или непосещения, степени духовной удовлетворенности их деятельностью.
Перевод экономики России на рыночные рельсы способствует втягиванию наших театров в рыночные отношения. Советское государство объявило себя материальным гарантом театрального искусства с самых первых лет своего существования. Однако сегодня многие театры брошены государством на произвол судьбы, постоянно сокращаются бюджетные отчисления и субсидии. Государственные органы в современной экономической ситуации вряд ли смогут существенно увеличить размеры ассигнований на театральное искусство, а возможности роста финансирования за счет общественных фондов потребления в данный момент весьма скромны. Это дает основания полагать, что в недалеком будущем театрам самим придется укреплять устойчивость своего положения на рынке культуры в условиях жесткой конкурентной борьбы. То есть главной задачей театрального коллектива станет разрешение проблемы поиска и привлечения в театр своего зрителя, что заставит относиться к театральному продукту (спектаклю) как к товару, который необходимо выгодно продать, а для этого важно знать законы рынка, постоянно проводить маркетинговые исследования. Следовательно, их деятельность будет направлена на то, чтобы духовные потребности общества или социального слоя в сценическом искусстве превратились в доход театрального учреждения. В связи с этим появляются новые подходы и требования к деятельности театральных организаций. Эти процессы требуют поисков и новых управленческих концепций, многие из которых можно найти в маркетинге.
Ярославский камерный театр под руководством Владимира Воронцова уникален. Сегодня это единственный в России репертуарный частный театр с постоянной труппой и штатными сотрудниками. Он работает на собственной сцене без госдотаций и даже проводит у себя театральные фестивали с участием известных столичных театров.
«Танцуя, я начинаю растворяться в
музыке. И словно переводчик – перевожу на понятный, видимый язык то, что шепчет
мне мелодия. В танце я – бит, я – звук каждого отдельно взятого инструмента, я
– пауза, я – вспышка, и я – тишина,» - Павел Самойлов, руководитель лаборатории
танцев «Pasha-2309»
« А почему бы не сделать документальный спектакль о событиях
родного города. Неужели Киров недостоин того, чтобы о нем, о его жизни говорили
люди?»
Премьера кировского спектакля «Так-то да», состоявшаяся 25
июня в «Театре на Спасской», и оказалась самой обсуждаемой театральной работой.
Вниманию зритетей открылась довольно нехитрая композиция – над сценой повесили
экран, на ктором то появлялись, то исчезали черно-белые рисунки. Актеры играли
текст, «подсмотренный» из жизни реальных людей. А в последней части – «Детях
аммиака» возникла чистая метафизика: пьяные парни из Кирово-Чепецка увидели над
мертвым озером утку, перпендикулярно поднимающуюся вверх… Спектакль «Так-то да»
удивил многих! Одних – «отстраненной» позицией режиссера, который якобы смотрит
на вятчан с долей иронии и сарказма. Других – профессиональным подходом к
работе с документальным материалом и актерским «оснащением». Что же на самом
деле хотел донести до нас автор?
О спектакле «Так-то да», вместе с режиссером Борисом
Павловичем дискутировали бизнесмены города.
«Клетка», «Черное-белое», «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» – это самые известные спектакли любительской театральной студии «Теорема», актером которого может стать каждый желающий. Время от времени в областном центре возникают народные театры, но они в основном существуют тихо, не привлекая внимания. Постановки «Теоремы» же заставляют о себе говорить. Эта студия живет во многом благодаря энтузиазму ее руководителя Александра Бояринцева. «НВ» решил встретиться с этим человеком и выяснить, что же заставляет его год за годом заниматься этим абсолютно некоммерческим проектом.